Новини


Налоговые споры в Украине: практика административного и судебного обжалования

В начале 2015 года вступил в силу закон о налоговом компромиссе. Большая часть внеплановых проверок по бестоварным операциям в ближайшее время будет проходить именно в рамках процедуры компромисса. После истечения сроков указанной процедуры органы ГФС возобновят традиционные проверки по бестоварным операциям в рамках сроков давности начисления налоговых обязательств.

Рассмотрим несколько распространенных вопросов относительно обжалования результатов налоговых проверок и практики налоговых споров. Надеемся, что предложенный материал поможет налогоплательщику принять взвешенное решение по результатам налоговой проверки и отстоять свои права в отношения с контролирующими органами.

Какие категории налоговых споров являются наиболее распространенными?

Одной из самых массовых категорий дел являются споры по так называемым бестоварным операциям. Также на рассмотрении административных судов немало споров относительно возмещения налогового кредита, о взыскании налогового долга с субъектов хозяйствования и некоторые другие.

Применяется ли в Украине досудебная процедура урегулирования конфликта с налоговыми органами?

Да, административное обжалование налоговых уведомлений-решений предусмотрено статьей 56 Налогового кодекса Украины. Налогоплательщик самостоятельно выбирает, какую процедуру обжалования применить – обжаловать НУР в административном порядке (путем направления жалобы в вышестоящий налоговый орган) или сразу инициировать судебную процедуру. Обращение в суд лишает налогоплательщика права административного обжалования, в то время как выбор административного обжалования допускает дальнейшее обращение в суд (если административное обжалование не дало ожидаемого результата).

Процент решений судов по налоговым спорам в пользу налогоплательщиков заметно превосходит процент положительных решений самих налоговых органов при рассмотрении жалоб. Поэтому судебное обжалование решений налоговых органов считается более эффективным.

Среди плательщиков бытует мнение о бесперспективности судебных споров с налоговыми органами, что подтверждается статистикой налогового ведомства. Какая ситуация на самом деле?

К сожалению, руководство налогового ведомства на протяжении многих лет сделало очень многое в информационном плане, чтобы отбить у предпринимателей охоту вступать в конфликты и судиться с налоговиками. Статистика решений по судебным спорам, которая ранее публиковалась ГНСУ и Миндоходов, вызывала недоумение у практикующих юристов, так как не соответствовала реальному балансу сил. Специалисты называют разные цифры по «выигранным» делам на стороне налогоплательщиков. Кто-то говорит о 50-70 % положительных решений, другие же заявляют примерно о 30-40 % решений в пользу налогоплательщика. Разница в цифрах объясняется тем, в частности, что многие специалисты оценивают перспективы обжалования НУР до его начала и не берутся за безнадежные дела или же сразу предупреждают клиента о перспективах рассмотрения дела. У таких юристов процент «выигранных» дел будет выше.

Как долго длится процедура обжалования?

Нужно признать, что суды стали рассматривать споры более оперативно, чем раньше. Длительность процедуры обжалования налогового уведомления-решения (судебный процесс) сейчас составляет, в среднем, 2 – 2,5 месяца. Этот срок исчисляется с момента подачи иска до вступления в силу решения суда после пересмотра его в апелляционном порядке (первая и апелляционная инстанции).

Административное обжалование, которое может предшествовать обращению в суд, занимает примерно два месяца.

Дорого ли сейчас обходятся суды с налоговыми органами?

Размер судебного сбора по административным делам имущественного характера, как и по хозяйственным делам этой категории, не так давно вырос в два раза и составляет два процента размера имущественных требований, но не менее полутора и не больше четырех размеров минимальной заработной платы. При этом законодатель позволил субъектам хозяйствования сэкономить при уплате судебного сбора. При обращении в суд необходимо уплатить только 10 % от установленной суммы судебного сбора. Оставшаяся сумма доплачивается в бюджет в том случае, если в удовлетворении иска было отказано полностью или частично. Реквизиты уплаты судебного сбора по спорам с налоговыми органами, а также калькулятор для подсчета размера сбора доступны по следующей ссылке.

Назад